Главная » 2010 » Май » 15 » Еврорегион: евро - не для нашего региона?
19:58
Еврорегион: евро - не для нашего региона?
В 2008 году Еврорегион "Нижний Дунай", объединяющий приграничные территории Румынии, Украины и Молдовы, отметил своё 10-летие. Казалось бы, за такой срок местные жители должны были ощутить конкретные результаты работы этой международной структуры. Однако в действительности для большинства людей Еврорегион по-прежнему остаётся каким-то аморфным проектом: почти никто не понимает, что это такое, зачем оно нужно и какой от него толк. Почему же так сложилось? Ответить на этот вопрос не столь просто, как может показаться рядовому обывателю.

Мы - плохие ученики Европы?
В марте 2009 года Еврорегион был преобразован в Ассоциацию трансграничного сотрудничества "Еврорегион Нижний Дунай", получившую статус юридического лица. Как отметил по этому поводу председатель Одесского облсовета Николай Скорик, Еврорегион "из клуба по интересам превратился в организацию, которая может реально претендовать на европейские деньги и реализовывать совместные проекты". С этого тезиса и началась наша беседа с директором Агентства трансграничного сотрудничества Еврорегиона "Нижний Дунай" (г.Измаил) Игорем Бабаяном и юрисконсультом Агентства Валентином Строя.
- Не имея чёткого правового статуса, Еврорегион не мог самостоятельно привлекать средства по проектам и программам Евросоюза, - говорит Игорь Витальевич. - Теперь же, когда Ассоциация стала юридическим лицом, её участники получили возможность подавать различные проекты на рассмотрение ЕС для дальнейшего финансирования. В прошлом году стартовала программа трёхстороннего сотрудничества "Румыния - Молдова - Украина", рассчитанная до 2013 года. Она предусматривает три приоритетных направления. Первое - экономическое развитие, в том числе поддержка туризма, малого и среднего бизнеса; второе - решение экологических и санитарных проблем; третье - активизация культурных и гуманитарных связей между регионами-соседями, стимулирование институтов гражданского общества и т.д. Один из проектов в контексте данной программы направлен на то, чтобы развивать наши навыки по написанию и реализации проектов. По сути, это обучающая инициатива. Она так и называется: укрепление организаторских способностей тех, кто будет вовлечён в деятельность Ассоциации. Таким образом, если говорить простым языком, после 10 лет существования Еврорегиона Евросоюз по-прежнему относится к Украине и Молдове как к ученикам, удел которых - участвовать в проектах по написанию проектов. Как это ни печально, но во многом мы всё ещё топчемся на месте…   
И.Бабаян напомнил, что в 2007 году закончилась широкомасштабная европейская программа ТАСИС, основная идея которой состояла в том, чтобы помочь "отсталым" странам Восточной Европы приблизиться к европейским стандартам. Но, как выразился директор Агентства, "украинская сторона показала не самые хорошие итоги". По его словам, "проектов было много, но толку от них - мало".
- Надо понимать, что программа ТАСИС больше касалась Украины, и это, скажем так, маленькие деньги, - продолжает Валентин Строя. - Для Румынии существуют другие инструменты финансирования. По той простой причине, что Румыния - член ЕС. В Украине программа ТАСИС охватывала четыре области - Одесскую, Черновицкую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую. Так вот, последний конкурс проектов для этих областей предусматривал финансирование в размере 4 миллиона евро, то есть, лишь по одному миллиону на каждую область в течение трёх-четырёх лет. Для Румынии же как для члена ЕС выделялось в 10 раз больше - около 40 миллионов евро. Проекты подавались в партнёрстве с Украиной (так положено), но деньги тратились исключительно на территории Румынии. Тем не менее, некоторые проекты удалось реализовать и в Украине. Например, совместно с облводхозом была создана трансграничная система оповещения о паводках на Дунае. Расположенный в Одессе Центр региональных исследований выиграл грант, на который было приобретено соответствующее оборудование для Дунайской гидрометобсерватории. Аналогичное оборудование закупил и румынский биосферный заповедник "Дельта Дуная".
Как отметил В.Строя, ещё один проект был направлен на развитие сельского зелёного туризма. В частности, Одесская областная организация поддержки села в рамках программы ТАСИС выиграла грант на 600 тысяч евро. Эти деньги были потрачены на создание GPS-карты туристических объектов в сельской местности Одесского региона и электронной базы данных по таким объектам, а в посёлке Коминтерново открылся крупный информационно-туристический центр. Но это ещё не туристический бизнес как таковой, а, образно говоря, информационный трамплин для инвестиций в эту отрасль.     
- Проблема - не в Еврорегионе. Проблема - в нас самих, - объясняет В.Строя. - Нас никто не обманывает, не морочит нам голову. Просто мы не умеем, а зачастую не хотим действовать по европейским стандартам. У нас очень мало организаций, которые могли бы грамотно писать проекты, выигрывать конкурсы и получать деньги на реализацию конкретных программ. Ведь финансирование по линии ЕС выделяется по принципу открытого тендера. И средства получает только тот, кто может доказать свою способность эффективно и добросовестно ими распорядиться. Это, кстати, в первую очередь касается наших органов власти - именно они наряду с общественными организациями могут подавать проекты. Но как наши чиновники ведут себя на семинарах, организованных европейцами? Сидят, слушают, что-то записывают, но зачастую делать ничего не хотят. В "лучшем" случае наши проекты не выдерживают конкуренции. Соответственно, нам не выделяется финансирование. А потом простой народ спрашивает: "Где же деньги от Евросоюза? Где польза от Еврорегиона?"
Что же касается крупных объёмов финансирования проектов в Румынии (сотни миллионов евро), то, как уже было отмечено, эта страна получает средства из структурных фондов как член ЕС. Лишь на один причал для яхт в Галаце был израсходован 1 миллион евро, не говоря уже о строительстве новых дорог и других объектов. Но Еврорегион не имеет к этим деньгам никакого отношения. А в целом в 2009 году Евросоюз выделил Румынии более 3 миллиардов евро. Румыны даже не смогли освоить эти деньги полностью! В то же время надо учитывать тот факт, что членский взнос Румынии в общий бюджет Евросоюза превышает те суммы, которая она получает от ЕС в виде денег на развитие.   
- Реальный результат могут обеспечить прежде всего крупные инфраструктурные проекты и инвестиции, - подчёркивает И.Бабаян. - Что интересует Одесскую область как участника Еврорегиона? Конечно же, строительство дорог, модернизация объектов водоснабжения и канализации, утилизация мусора и тому подобное. Но, опять же, проблема возникает именно с украинской стороны. Дело в том, что одно из обязательных условий осуществления инфраструктурных проектов на деньги Евросоюза - это софинансирование, то есть, финансовое участие украинских органов власти. Минимальный объём софинансирования - 10 процентов от бюджета проекта. Вроде бы вполне приемлемое условие. Но при украинских реалиях оно, как правило, превращается в непреодолимое препятствие. Допустим, проект рассчитан на 3 миллиона евро. Значит, участвующий в нём украинский орган власти должен со своей стороны вложить 300 тысяч евро. Но может ли, скажем, Измаильский горсовет или Ренийский райсовет выделить такие деньги из местного бюджета? Это очень проблематично. А если проект не на 3, а на 10 миллионов евро? Тут уж вряд ли найдётся украинский орган власти, который согласится на софинансирование. К тому же, что греха таить: в Украине главной помехой на пути евроинтеграции остаются коррупция и непредсказуемая бюрократия.
 
Кстати
Восемь участников Ассоциации "Еврорегион Нижний Дунай" (Галацкий, Тульчинский, Брэильский уездные советы Румынии, Кагульский и Кантемирский районные советы Молдовы, Одесская облгос-
администрация, Одесский облсовет и Ренийский район Украины) отныне должны платить членские взносы. В 2009 году для каждого из участников они составили 8750 евро.
 
Прямая речь:

Николай Каплиенко, начальник отдела внешних связей управления экономики Измаильского горсовета:
- Честно говоря, я пока не вижу на примере Измаила каких-либо конкретных результатов по линии Еврорегиона. Может быть, это связано с тем, что в рамках этой структуры в первую очередь решаются вопросы областного уровня. Что же касается тех или иных проектов сугубо для Измаила, то наше управление также участвует в конкурсах проектов по программам получения грантов. Например, в прошлом году мы подали ряд проектов на Всеукраинский конкурс программ развития местного самоуправления, и один из них победил. Он будет профинансирован в этом году. Речь идёт об установке тепловых насосов в детском саду. Наш отдел курирует также городскую программу развития туризма. Она была принята ещё в 2003 году, и в текущем году заканчивается. Городской бюджет ежегодно выделяет деньги на её реализацию, но это смехотворные суммы. В частности, в 2009 году нам дали 10 тысяч гривен. В 2010 году, думаю, будет где-то 15 тысяч. Конечно, за семь лет набегает определённая сумма, но это всё же не тот объём финансирования, который нужен для серьёзных проектов. Можно упомянуть и о том, что мы участвуем в нескольких международных проектах по программе "Чёрное море", партнёрами которой являются регионы стран Черноморского бассейна. Это культурный (совместно с Турцией и Румынией) и спортивный (совместно с Болгарией) проекты, а также два проекта совместно с Румынией (Галац) - по экологии и развитию бизнеса. Они находятся в процессе рассмотрения.

Андрей Потылико, "Уездный телеграф", №38 от 12 мая
Постоянная ссылка: http://izmail.es/archive/2010-05-12/telegraph/5020
Просмотров: 1615 | Добавил: Felix | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: