Главная » 2010 » Апрель » 14 » Куда идут гранты для Украины?
17:00
Куда идут гранты для Украины?
«Каждому городу — нрав и права, каждый имеет свой ум-голова». Украинский философ Григорий Сковорода, произнося эту фразу почти 250 лет назад, вряд ли подозревал, насколько его слова будут актуальными даже сегодня. Городские бюджеты пусты, но муниципалитеты отнюдь не спешат искать нестандартные пути для их пополнения.  Просить средства из госбюджета оказывается выгоднее, чем бороться за гранты международных финансовых организаций. В итоге, за два последних года на Украине не стартовал ни один проект по оказанию безвозмездной помощи украинским муниципалитетам.

Старая закалка
Точной статистики о том, сколько грантовых денег выделено нашим городам, на Украине нет. Министерства ссылаются на то, что владеют лишь данными, которые касаются их профиля. К тому же, не везде разграничивают грантовую и кредитную помощь. Так в МинЖКХ сообщили о реализации на Украине программ на сумму $48,55 млн., но это без разделения на грантовые и кредитные.
Аналогичная ситуация с экологическими проектами. Их совместно с украинскими городами осуществлено на сумму $162,5 млн., львиная доля из которых — это кредиты. В Минэкономики же и вовсе смогли назвать единственную грантВовую программу по модернизации работы шахт в Донецкой области.
Организации-доноры в большинстве случаев выделяют гранты не муниципалитетам, а общественным организациям, которые, в свою очередь, тратят их на нужды города. Сами донорские организации объясняют это тем, что желают создать на Украине общество сознательных граждан. Поэтому и стимулируют финансово общественные организации.
В итоге, к примеру, Фонд Восточная Европа предоставил общественной организации «Агентство экономического развития г. Вознесенска» (Николаевская обл.) грант на $25 тыс. на внедрение комплексной системы переработки мусора и использования энергоэффективных технологий. Как сообщили в горсовете Вознесенска, впоследствии обе программы были объединены в одну. И сегодня в городе налажены раздельный сбор мусора и производство топливных брикетов в результате его переработки.
Гранты украинским городам стали предоставлять в конце 1990-х, но в Фонде «Відродження» и USAID сообщили, что подобной статистики не ведут. Потому можно лишь приблизительно оценить, что за все годы нашей независимости такая помощь составила $30-40 млн.
Обычно эта помощь касается проведения обучающих программ. К примеру, Агентство США по международному развитию (USAID) в 2000-2005 гг. финансировало проект «Тарифная реформа и реструктуризация коммунальных предприятий». Эта программа действовала в 18 малых городах, а уже следующий проект по реформированию сферы коммунальных услуг (2005-2007 гг.) охватил 20 городов. Общая сумма помощи по этим проектам составила около $5 млн.
Есть случаи, когда в регионы шли и «живые» деньги. Так, Донецкая область получила в 2006 г. грант в размере $585,57 тыс. для финансирования проекта технической помощи «Метан угольных шахт на Украине». Но это, скорее, исключение. Из 10 грантовых проектов на Украине в среднем реализуется только один, и организации-доноры считают, что в этом вина исключительно местных властей. Все это резко контрастирует со странами ЕС, где до 30% муниципального бюджета составляют перечисления из европейских благотворительных фондов.

Пока гром не грянет
«Муниципалитеты готовы принимать участие в грантовых программах, но у многих из них недостаточно знаний и опыта, — считает Валерий Михайленко, менеджер проекта ETAS «Расширение учебных услуг и консультативной помощи». — Для получения финансирования нужно знать правила игры донорской организации. После нашей обучающей программы по написанию грантов многие муниципалитеты смогли получить финансовую помощь».
В качестве примера можно привести г. Новая Одесса (Николаевская обл.), который после обучения по грантовой программе трижды побеждал во всеукраинских конкурсах на получение безвозмездной помощи. Что позволило дополнительно потратить на развитие города 1 млн. грн.
Участие в международных программах требует от муниципалитетов наличия всей необходимой документации, не имеющие ее сразу отсеиваются. Но украинские города не привыкли к столь прозрачной работе. «Местные власти привыкли прикарманивать деньги, — считает Анна Гулевская-Черныш, директор Украинского форума благотворителей. — Но предоставление финансовой помощи предусматривает умение мобилизовать свои ресурсы. Городам нужно выходить на новые уровни управления, принятия решений и стратегического планирования».
По словам Валерия Михайленко, за гранты борются лишь те города, у которых положение безнадежное. К числу таких относится г. Вольногорск (Днепропетровская обл.), власти которого поставили цель получить деньги на модульные котельные, чтобы перевести город на индивидуальное отопление. «Мы согласны на любой вид помощи и будем за ней обращаться к разным организациям, потому что у нас нет другого пути — денег на котельные в городском бюджете нет, — говорит Владимир Василенко, первый заммэра г. Вольногорска. — На все котельные нужно 15 млн. грн».
Обязательное условие получения денег — наличие схем теплоснабжения, они в Вольногорске есть, но не готова проектно-сметная документация. Сейчас она разрабатывается, что обойдется городу в сумму около 200 тыс. грн. Претендовать вольногорцы могут на участие в проекте USAID «Реформа городского теплообеспечения», который открылся в мае этого года и по которому будут отобраны 20 пилотных городов. Прямой финансовой помощи не предусмотрено, но городам помогут разрабатывать энергоэффективные проекты, привлекать инвесторов.
В г. Свердловске (Луганской обл.) по аналогичному проекту ТАSIС «Устойчивое местное развитие» уже получили технику для работы на полигоне по утилизации твердых бытовых отходов. «К получению техники мы готовились почти четыре года, предоставили массу документации, — говорит Александр Матус, заместитель мэра Свердловска. — Были даже времена, когда мы думали, что это сотрудничество так и останется только на бумаге. Но при работе с западными грантодателями приходится привыкать, что вся документация ведется очень скрупулезно».
«Для получения проекта нужна интересная инновационная идея, которая могла бы заинтересовать донора, — говорит Павел Тимофеев, начальник отдела стратегического развития Мелитопольского городского совета (Запорожская обл.). — Международные доноры очень скрупулезно подходят к тому, чтобы средства доходили до адресата и использовались эффективно. Чем больше сумма, тем сложнее получить грант». Мелитопольцам такую инновационную идею удалось и придумать, и осуществить: в 2006 г. они получили грант правительства США в размере $15 тыс. на открытие в двух библиотеках бесплатных Интернет-центров.

Зачем напрягаться?
Нежелание местных властей бороться за получение грантовых денег связано не только с долгим процессом и скрупулезной обработкой документации, но и с невозможностью получить от доноров крупные суммы. «Для получения крупных грантов (размером свыше $50 тыс. — Прим. Н. К.) нужно провести международный аудит проекта, который выполняют специализированные организации, — говорит Максим Свобода, начальник управления экономики, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности Одесского горсовета. — Кроме того, необходимо провести аудиторскую проверку этого проекта, чтобы международная организация-донор убедилась, что проект соответствует реалиям и средства будут расходованы эффективно. Все расходы ложатся на плечи желающих получить грант».
Все это сказывается на желании украинских муниципалитетов иметь дело с донорскими организациями. Ради получения малых сумм нет нужды ломать голову над правильным составлением документации и ее переводом на английский язык. А выделение больших средств сопряжено с жестким контролем над их тратой со стороны самих доноров, к чему наши городские власти не привыкли.
Правда, руководитель проекта ТАSIС «Устойчивое местное развитие» Бернар Фролишер отмечает, что мэры многих городов понимают важность сотрудничества, но на последующих этапах, связанных с горсоветами, работа тормозится. «Далеко не всегда горисполком и мэр бывают солидарны, — сокрушается Фролишер. — Порой, в некоторых горсоветах нам дают на выступление 15-20 минут, а потом просят покинуть заседание, потому что дальше они будут решать, как они говорят, свои проблемы, которые нас не касаются. Но если мы занимаемся развитием и модернизацией коммунальных служб, то это наши общие проблемы. И мы могли бы помочь в их решении. Нам проще напрямую связаться с министерством, чем мэру малого города, а при необходимости мы могли бы обратиться к органам высшей власти через представителей ЕС».
«Нужно создать четкие системы контроля поступления и расходования средств, — продолжает Фролишер. — Есть город, в котором не установлены счетчики воды, а население оплачивает воду исходя из установленных норм потребления. Но в горводоканале говорят, что потери воды составляют 56,3%. Я не понимаю, откуда они могут это знать, да еще и с точностью до десятых процента?»
По мнению Алексея Орловского, директора программы «Усиление влияния гражданского общества» Международного фонда «Відродження», оперировать деньгами через казначейские счета местным органам самоуправления очень сложно. Поэтому городам стоит подавать заявки на гранты и международную донорскую помощь вместе с ведущими общественными организациями. Именно по этому пути стоило бы пойти городам, тем более, что это приближает момент, когда деньги будут давать самим местным властям. Способность городских властей сотрудничать с общественными организациями в глазах западных доноров — пример развитого общества. А в таких случаях деньги выделяются уже самим муниципалитетам, и пример стран ЕС тому подтверждение.
«Я понимаю, что для некоторых муниципалитетов это трудно сделать, — говорит Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного фонда «Відродження». — Ибо это предусматривает большую прозрачность и подотчетность деятельности местных органов власти перед гражданами. А также хотя бы минимальную традицию участия последних в принятии местных государственных решений, наличие открытого диалога с ними. Но тогда международные фонды и донорские программы развития намного быстрее обратят внимание на обращения за помощью от органов местной власти. Кроме того, это очевидно, что содержание таких обращений будет намного более обоснованным, чем самостоятельные действия местных властей без совета с собственной общиной».
По этому пути, например, пошли в Одессе. После того как утвержденная Кабмином в 2005 г. Программа социально-экономического развития города была за четыре года профинансирована на 3,6%, городские власти решили сосредоточиться на работе с кредиторами и донорами. Поучаствовав в проектах по грамотному составлению грантовых заявок, одесситы готовятся к участию в четырех грантовых проектах. Главный из них — проект по снижению загрязнения Черного моря сточными водами, который оценивается в $8 млн. и будет финансироваться фондом Global Environmental Foundation.
«Чтобы получить финансовую помощь, нужно говорить с донорами на одном языке, — говорит Максим Свобода. — Государство могло бы помочь муниципалитетам, создав своего рода "дорожную карту” для сотрудничества с международными донорами. В ней должны быть прописаны детали и тонкости получения помощи, которая может стать спасением для городов, оставшихся с пустыми бюджетами».

Грантовый проект ТАSIС
Проект «Устойчивое местное развитие» работает на Украине с октября 2006 г., рассчитан на 4 года. Проект призван создать высокое качество жилищно-коммунальных услуг в малых городах. Сегодня он внедряется в четырех населенных пунктах: Изюм (Харьковская обл.), Прилуки (Черниговская обл.), Свердловск (Луганская обл.) и Ромны (Сумская обл.). Эти города получат консультационную помощь по усовершенствованию системы муниципального менеджмента и реорганизации коммунальных предприятий, а также оборудование на $10,5 млн.
Экономический кризис сделал городские бюджеты пустыми, но также дал шанс пересмотреть методы управления городом. А нехватка денег заставит не отмахиваться от благотворительных фондов, а самим выходить с инициативой о получении финансовой помощи. Организации-доноры говорят, что готовы выполнять на Украине большее количество грантовых проектов, если украинские муниципалитеты проявят заинтересованность. По их словам, они готовы принять и понять любые украинские реалии, кроме нежелания властей идти им навстречу.

Автор: Наталья Ковалевская
Источник: «Власть денег»
Просмотров: 4040 | Добавил: Felix | Теги: Восточная Европа, USAID, Вознесенск, Global Environmental Foundation, ETAS, Відродження, TACIS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Александр  
0
А есть-ли программы для поддержки малоимущих родителей у которых растёт ребёнок с особыми потребностями - аутист, и они не могут его лечить и реабилитировать из-за недостатка средств?
Спасибо за ответ

Имя *:
Email *:
Код *: